среда, 25 мая 2011 г.

Туры. Австрия. Культура вчера и сегодня.


Тот, кто проедет по Австрии, совершит путешествие по всем эпохам истории культуры. Правда, из зданий в романском стиле сохранились только храмы, например церковь Рупрехтскирхе в Вене. В результате активных контактов с другими европейскими княжескими домами архитекторы страны освоили готические формы, воплощенные, прежде всего, в постройках ордена цистерцианцев, например фонтанном павильоне в монастыре Хайлигенкройц. Ренессанс в Австрии был в значительной мере связан с личностью императора Максимилиана I, который покровительствовал видным художникам, в частности Альбрехту Дюреру. Дюрер создал эскизы некоторых бронзовых фигур у гробницы Максимилиана в придворной церкви в Инсбруке (с. 57). Сохранились и светские здания эпохи Возрождения - несколько домов в старой части Елаген-фурта, замок Порция в Шпиттале и крепость Хохостервиц в Каринтии. Габсбурги со свойственным им тщеславием начинают строительство в стиле барокко. Самые известные представители этого направления - Йозеф Мунгенаст, разработавший проект монастырской церкви в Дюрнштайне, Якоб Прандтауэр, создатель монастыря в Мельке, Иоганн Бернха рд Фишер фон Эрлах, автор проекта Национальной библиотеки в Вене, и Лукас фон Хильдебрандт, создавший замки Мирабель в Зальцбурге и Бельведер в Вене.
Классицизм нашел отражение в постройках Йозефа Корнхойзеля, чью индивидуальность стиля сохранил целый городок - Баден под Веной. Историзм был попыткой после потрясений 1848 г. опереться на блистательное прошлое и еще раз продемонстрировать силу империи с помощью монументальных строений, например на кольце бульваров Рингштрассе в Вене. Представители венского Сецессиона (лат.: раскол) реагировали на этот стиль резким протестом. Приверженцы Сецессиона под девизом «Времени - его искусство. Искусству - его свободу» выступали за размежевание с консервативными академическими кругами и разрыв со всем нормативным. В этом типично австрийском проявлении стиля модерн представители различных сфер искусства тесно сотрудничали между собой. Лидерами движения были живописец Густав Климт и архитекторы Отто Вагнер и Йозеф Мария Ольбрих. Наиболее выдающимся представителем современного авангарда был Фриденсрайх Хундерт-вассер. Произведения австрийских архитекторов, получивших международное признание, вызывают споры в собственной стране. Хансу Холлайну, спроектировавшему дом Хааса на венской Штефансплац, пришлось сделать слишком много уступок, в конце-концов повредивших концепции в целом. А вот в Мадриде он смог, создав проект банка «Сантандер», представить доказательство своего провидческого таланта. Высоких оценок удостаивается в Австрии один лишь Густав Пайхль, построивший, в частности, студии ОРФ (Австрийского радио и телевидения).
Из романской эпохи сохранилось немного скульптуры, и как памятник этого времени важны фигуры на огромных воротах собора Св. Стефана. В готическую эпоху в центре внимания наряду с каменной оказалась деревянная скульптура. К этому времени относятся многочисленные фигуры мадонн, а также резной створчатый алтарь работы Михаэля Пахера в церкви Св. Вольфганга. В эпоху Ренессанса прославилась «дунайская школа», главным представителем которой был Лукас-старший. В эпоху барокко художники Антон Маульперч и Пауль Трогер создавали иконы и циклы фресок. Маульберч выполнил, например, впечатляющую потолочную роспись в замке Хальбтурн. Георг Рафаэль Доннер был скульптором выдающегося таланта, и его «Пьета» в Гуркоком соборе в Штирии нисколько не утратила своей притягательной силы. Эгону Шиле поначалу оказывал покровительство глава Сецессиона Густав Климт, но вскоре он сформировал свой стиль. Обнаженные фигуры работы Шиле, ни в коей мере не соответствовавшие расхожему представлению о красоте, вызвали волну возмущения. Экспрессионизм явился для художников настойчивой попыткой уйти от работы по заказу, от всего натуралистического. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий