среда, 31 августа 2011 г.

Туры. Франция, наследие


Рококо и классицизм
 Антуан Ватто, Франсуа Буше, Жан-Оноре Фрагонар и прославленный своими натюрмортами Жан-Батист Шарден были самыми известными художниками французского рококо. Позже против изысканной легкости придворных идиллий и декаданса первой половины XVIII в. выступили художники классицизма, в первую очередь Жак Луи Давид. Он вновь старался оживить античные мотивы, иногда и из морально-политических соображений. Интеллектуальная жизнь складывалась под влиянием философов, в первую очередь Вольтера и окружения Дени Дидро, с 1751 г. издававшего «Энциклопедию».
 XIX век и современность XIX в. - эпоха, когда возникали и перекрещивались многочисленные направления в искусстве. Классицизм, завершенный стилем ампир, сменился историзмом, то есть стремлением к точному воспроизведению духа и формы стилей прошлого. Новаторскими стали попытки использования все новых и новых материалов, в первую очередь железа. Этот принцип достиг кульминации в строительстве Эйфелевой башни (1889). С 1830 г. художники и литераторы, стремясь к достоверному воспроизведению действительности, заложили основы реализма как метода. Гюстав Курбе, Жан-Франсуа Милле и Оноре Домье с особым интересом стали исследовать бытовые темы, часто анализируя их с социально-критических позиций. Антиподом Жана Огюста Доминика Энгра, ученика Давида, был романтик Эжен Делакруа. Вместе с Камилем Кора, в середине XIX в. создававшим лирические пейзажи с аллегорическим смыслом, он проложил пути импрессионистам. Эдгару Дета, Эдуару Мане, Клоду Моне, Камилю Писсарро, Огюсту Ренуару и их единомышленникам пришлось долго бороться за признание. Импрессионисты, обладая своеобразным видением мира, признавали особую ценность легких и беглых впечатлений, отраженных на холсте, и тем самым окончательно порвали с академической живописью. Немногим позже живопись, вовсе отказавшись от подражания природе, стала признавать только собственные закономерности. Поль Сезанн подготовил пути кубизму, выразившемуся в работах Пабло Пи-кассо и Жоржа Брака прямыми линиями, гранями и кубическими формами. Винсент ван Гог, а также Поль Гоген и Эмиль Бернар, в свою очередь, открыли дорогу фовистам. В эту группировку так называемых «диких», входили Анри Матисс, Андре Дерен, Морис В. и другие. Наиболее характерной особенностью их живописи была интенсивность открытых цветов. Сюрреализм, возникший поначалу в литературе, стал творческим принципом таких художников, как каталонцы Жоан Миро и Сальвадор Дали. Все недолговечнее и разнороднее становились течения в живописи второй половины ХХ столетия, начало которого прошло под звездой Пикасса, но не в его тени. Архитектурное искусство получило новый импульс благодаря работам уроженца Швейцарии Ле Корбюзье, и, в частности, его постройкам в Марселе (1947). В последние годы ХХ в. особое оживление вызвали крупные nроекты, задуманные или осуществленные президентом Миттераном. Среди таковых Большая арка (1989) и Французская библиотека (1996).

Комментариев нет:

Отправить комментарий